Выбор лодки
На данный момент существует несколько видов материалов, из которых можно изготовить лодку, маломерное судно. Это - прорезиненная ткань, пластик, деревянная доска, фанера и металл.
Описывая преимущества и недостатки наших деревянных лодок и каноэ, постараемся избежать, по возможности, мудреных кораблестроительных терминов.
Надувные лодки
тканые, покрытые резиной или полимерным составом, не прочны и не надежны на воде. От неправильного ранения могут треснуть, особенно в сложенном виде на морозе. Их нужно постоянно латать и брать в путешествие клей, заплатки и прочие принадлежности для оказания "первой помощи" посреди озера. И чем дольше используется надувная лодка, тем опаснее ею пользоваться. К преимуществам надувных лодок можно отнести легкость и компакность для перевозки в багажнике любого авто, при условии, что у лодки нет жесткого днища.
Пластиковые лодки
без всякого сомнения красивые и долговечные при правильной эксплуатации. Вид у них идеален, особенно снаружи. Единственное, о чем можно только догадываться - что у них внутри, за наружной оболочкой. Это может сказать только владелец лодки, сделавший пролом в корпусе, что, к сожалению, случается с пластиковой лодкой, т.к. этот материал хрупок на удар по определению, особенно при пониженной температуре. Повышенная температура в сочетании с солнечной радиацией вообще губит любой пластик рано или поздно, постепенно нарушая его первоначальные свойства. Согласитесь, неизвестность о внутненнем устройстве лодки за обшивкой заставляет доверяться производителю "кота в мешке".
Особенно сомнительно, если производитель неизвестный, китайский или около того. Пластиковые лодки довольно массивны. Можно наблюдать, как даже небольшую лодку такого типа, ленясь каждый раз грузить в прицеп или на багажник машины, таскают волоком по траве в лучшем случае, по песку - в худшем. И тут уже не до глянца.
Досчатые лодки
менее долговечны, чем пластиковые, даже если их пытаться пропитывать любыми водоотталкивающими составами. Как бы ни склепывали, ни конопатили, ни склеивали две доски в лодке между собой, будет так, как в поговорке: "вода дырочку найдет". Дело в том, что от малейшего перепада влажности древесина меняет свои линейные размеры, не вдоль, но поперек волокон, в поперечном сечении. Намоченная сухая доска добавит по ширине порядка 10 процентов. При таких условиях склеенные доски порвут любой клей, промнутся в любых заклепках, ведь давление при разбухании древесины достигает 100 атмосфер (100 кг/см2). А при усушке - дадут трещину соответствующих размеров, даже "по-живому", не в месте склепки-склейки. Поэтому, не так давно это было, а может, и сейчас где-то, лодки, как бочки под капусту, замачивались в начале сезона, чтобы разбухли, и держались в таком положении всю "навигацию". И тут вряд ли стоит напоминать, что происходит с древесиной в тепле и сырости.
Сделаем пометку, о чем упоминается ниже, что при всех недостатках, человек не смог создать материала, сколько-нибудь аналогичного по свойствам качественной древесине, не в виде стружек и опилок, из который теперь делают мебель, а в виде правильно распиленной доски, с минимумом перерезанных поперек волокон, минимумом дефектов, сучков, засмолков - этому материалу нет аналогов по легкости, прочности, эластичности материала на изгиб.
Фанерные лодки
несомненно превосходят по прочности все перечисленные выше, в т.ч. досчатые. Речь идет только о свойствах водостойкой фанеры. Склейку лодок из фанеры и методы ее оставим без рассмотрения мастерам, которые ими владеют. Попробуйте чем-нибудь пробить хотя бы 3-мм фанерный лист. Даже не пробуйте. Множественное беспорядочное пересечение волокон древесины в слоях фанеры дает о себе знать. Чуть ниже расскажем, как мы стараемся этот эффект использовать. К сожалению, при всех удвоенных и утроенных прочностных свойствах древесины в фанере, в строительстве лодки добиться от нее невозможно главного, первостепенного - плавности, обтекаемости линий, изящества формы. Сооружение получается угловатым, граненым, наподобие технологии "стэлс", что для лодки крайне неуместно и не эстетично. А изогнуть фанеру в двух плоскостях невозможно, природу не обманешь. Из цельного прочного листа водостойкой фанеры не выгнешь даже элемент классической лодки, приходится резать и собирать лодку из кусков и полос. И встает вопрос: как прочно склеить-сопрячь два куска фанеры на ребре их стыка? Что бы вам ни говорили, это место будет подвержено трещине в дальнейшем - из-за динамических, ударных нагрузок хотя бы. Любые ухищрения дизайна фанерной лодки приведут только к измельчению граней "стэлса". Но глаз человека имеет грандиозную разрешающую способность, тут уже не о мегапикселях речь. Уродливое судно различимо с расстояния 1 км.
Металлические лодки
выполненные в основном их дюраллюминия, по прочностным характеристикам и износоустойчивости превосходят все перечисленные выше на много порядков. Встречаются даже лодки из нержавеющей стали. Но эти лодки тяжелы настолько, что хранятся они в основном на берегу, летом - приколотыми, зимой - перевернутыми.
Просто невозможно каждый раз таскать такую махину к себе на участок, в гараж, эллинг. Хлопотно и тяжело, разве что покупать к лодке специальный прицеп, и уже всю эту конструкцию перемещать от дома до водоема. В любом случае, помощников надо несколько человек. О каком удовольствии от водной прогулки говорить, требующей такой изнурительной работы? Впрочем, и современные надувные лодки-катера под одного человека, с мощным мотором в сборе, мучительно перемещаются таким же образом. В смысле дизайна мелаллические лодки ничем не отличны от фанерных, угловатость неизбежна. А еще любой рыбак знает, какие эти лодки шумные, грохоту на все озеро от любого неосторожного движения. Про движение тяжелой угловатой лодки на веслах даже упоминать не стоит.
Наши лодки
обладают следующими достоинствами, вполне окупающими и перекрывающими недостатки, о которых мы тоже обязательно честно упомянем:
- Отнюдь не нами выдуманная, современная и десятилетиями отработанная технология изготовления деревянных лодок, практика их эксплуатации осуществлена в северной америке, по крайней мере, со времен изобретения эпоксидных составов.
- По сути, наши лодки включают в себя самые полезные свойства пластиковых, досчатых и фанерных типов лодок, причем, одновременно.
- Основой наших лодок является тонкая и узкая, правильно распиленная деревянная планка с выбранным в ней полукруглым пазом и гребнем.
- Благодаря параметрам планки корпус лодки получается настолько изящен, насколько позволяет фантазия автора проекта, лодочная планка гнется в любом направлении даже без предварительного пропаривания.
- Технология трудоемка, на изготовление лодки из готовых материалов уходит порядка 30 человеко-дней.
- Огибаемые по профилю лодки на стапеле и лекалах планки тщательно сопрягаются, склеиваются между собой и фиксируются до отвердевания эпоксидного состава.
Тем самым достигаются прочностные преимущества и досчатой и фанерной лодки, т.к. каждая лодочная планка скорее порвется вдоль волокон по-живому, чем в шве склейки, волокна ее пересечены с волокнами других планок (аналогия с фанерой), кроме того в продольном направлении прочность всех планок арифметически складывается, тем самым достигая параметров прочности цельной доски соответвствующей площади поперечного сечения (аналогия с досчатой лодкой).
И наконец, наносимые изнутри и снаружи лодки слои эпоксидной грунтовки, стеклоткани, пропитываемой эпоксидкой, и окончательной заливкой и выравниванием затвердевшей смолы делают наши лодки по поверхности гибридными с пластиковыми.
Технология нашей лодки полностью консервирует внутреннее содержимое деревянной конструкции, оставляя ее при этом видимой. Внешние слои на лодке поверх дерева надо разглядывать, чтобы понять, что это.
Главным недостатком наших лодок является их (парадокс) преимущество - легкость. Любое судно должно весить много больше пассарижов на его борту, тогда на нем можно бегать, прыгать, стоять на голове. Мы сознательно выбрали стратегию на легкость - лучше на воде быть осмотрительнее, чем всю жизнь возиться с тяжеловесной, но полностью остойчивой лодкой. К недочетам также относится постепенное изменение декоративных свойств поверхностей, покрытыми эпоксидными составами. Под воздействием ултьрафиолетовой составляющей солнечного спектра эпоксидка со временем тонируется, темнеет, и к сожалению, не всегда равномерно, хотя мы делаем все, чтобы поверхностный слой был одинаковой толщины.
Деревянная конструкция лодки при нышешней технологии совершенно сохранна от намокания, будьте уверены. Проверено - осуществлены ходовые испытания и лодки и каноэ в т.ч. с храниением под открытым небом в любую погоду. Древесина гниет только при доступе воздуха, в наших лодках это невозможно. Дерево, если его не мочить, и если его не точит десятилетиями жучок, еще надо постараться сгноить. Если древесина надежно защищена, она в масштабе человеческой жизни (добросовестного хозяина) вечна. Судите по археологическим находкам в сухом климате. Своих исходных свойств она при этом не теряет.
Мелкие повреждения, которые будут видны, легко поправимы родственными эпоксидными составами.
Ведутся дальнейшие разработки по созданию долговечным и неизменным внешнего вида деревянной лодки. Согласитесь, это нелегкая задача. Наши лодки защищены, но все же советуем любить и беречь приобретенную у нас лодку или каноэ. Они помнят наши руки и усердие.